kingdom.by         Посетите наш новый сайт EPOCH.BY
  Главный вход         Контакты         О магазине         Каталог товаров         Жидкие обои         Прайс-лист         Статьи        
Скачать каталог лепнины Orac Decor        



Стиль Барокко



Цвета, используемые в стилистике барокко: светлые пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтыми вкраплениями. Линии: причудливые выпуклые и вогнутей асимметричные рисунки; полукруглые формы, прямоугольник, овал; вертикальные линии подчеркивают колонны; также используется горизонтальное деление пространства. Формы: сводчатые потолки, куполообразные и прямоугольные башни, балконы, эркеры. Отличительные элементы стиля барокко: ярко выраженные и афишированные величие, богатство и пышность; массивные входные лестницы; лепные колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и росписи стен и потолков, резные орнаменты. Конструкции: вычурные фасады зданий, но в тоже время массивные и устойчивые. Оконные проемы: полукруглые и вытянутые прямоугольные; с растительным орнаментом по периметру. Двери: арочные проемы украшаются колоннами и полуколоннами, а так же растительным декором.

Возникновение стиля Барокко

Стиль барокко (итал. barocco-причудливый, странный) зарождается в Италии и распространяется во многих странах Европы, присоединяя к себе в каждой из этих стран свои особенные национальные черты. Произведения барокко отличаются несоблюдением правил гармонии, которое направлено на более эмоциональное воздействие на зрителя.

Исторические корни барокко

В XVII в. наблюдался активный рост экономических взаимосвязей между государствами и развивались изящные искусства. Необычайный рост и влияние приобрели колониальные державы Атлантики - от Испании до Великобритании. Франция являлась образцовой страной абсолютистских форм правления и практичной экономической политики.

Столица Италии – Рим – на тот момент территориально раздробленная, приобрела новое значение и влияние, благодаря движению Контрреформации. Строительство культовых зданий получило сильный импульс. В связи с изменившейся ситуацией немецкие князья, начавшие новый этап строительства в конце XVII в., ориентировались, естественно, на иностранные образцы. Несомненно, огромное влияние на них оказывал французский абсолютизм Людовика XIV. Феодалы - как ни мала была принадлежавшая им территория - копировали свои резиденции с Версаля. Возводя куполообразную церковь, в подражание Риму, каждый католический епископ или аббат надеялся упрочить влияние контрреформаторских тенденций. Сельское хозяйство - основа экономики этого периода, но стало очевидно , что для осуществления строительных программ его недостаточно. В связи с чем, крупные феодалы приняли меры по созданию мануфактур, тем самым способствуя развитию капиталистических производственных отношений. Европейская архитектура XVII - XVIII вв. не представляется единообразной, будучи динамичной в Италии, серьезной во Франции, однако, объединяется общим понятием "барокко".

Первоочередными объектами строительства были княжеские замки и культовые здания, олицетворяющие сопротивление Реформации, города - резиденции и монастыри - - необходимыми дополнениями. Значительных зданий общественного пользования зарождающийся класс буржуазии еще не строил. Среди протестантских культовых зданий Фрауэнкирхе в Дрездене осталась практически единственным выдающимся произведением.

В 1730 - х годах начало ощущаться влияние Просвещения и сказалось это в усилении интимности сооружений. Излюбленным местом пребывания князей стали миниатюрные, элегантные замки в парковой зоне. Асимметричный рокальный орнамент этого периода дал название стилю - "рококо".

Особенности барокко в строительстве

Особое внимание эпоху Возрождения уделялось строительству городов. Буржуазия недовольна , тесными, кривыми средневековыми переулками. В результате чего, возникает идея города центричного типа, отражающего синтез рациональных форм римских военных лагерей с естественно развивавшимися концентрическими структурами городов средневековья.

Интерес жителей города к городскому пейзажу, повседневному быту стимулировал развитие перспективной живописи, жанровых композиций, искусства Возрождения в целом.

Создание в аморфной городской среде композиций, ставших впоследствии очагами городских ансамблей, было другой стороной практического градостроительства, реализующего новые принципы в уже сложившихся городах. Барокко привлекает пейзаж в качестве одного из основных компонентов городского ансамбля. Архитектурное формирование городских центров продолжается. При этом площадь теряет функциональное и демократическое содержание, присущее ей в эпоху раннего средневековья (место торговли, народных сборищ). Площадь становится лицом города, его украшением, скрывающей стихию внутриквартальной застройки.

В эпоху Возрождения недостаточно внимания уделяется улицам . В период барокко вид широких проспектов имеют главные улицы (Виа Корсо в Риме, выходящая на площадь дель Пополо). Ансамбль площади дель Пополо представляет пример трехлучевой композиции, иллюстрирующей принципы барокко в градостроительстве. Построенные во время, реконструкции площади две церкви, рассекают городское движение на три русла и ориентированы апсидами не на восток, а в соответствии с градостроительным замыслом, входом на север.

Доминирующее значение в архитектуре Возрождения приобретает разработка проекта с позиций теоретической механики, его инженерного обоснования. Происходит дифференциация работы проектировщика и строителя. Архитектор - осуществлял руководство стройкой, но не являлся одним из мастеров, непосредственно участвующих в работе. Вместе с тем он не только детально прирабатывал весь проект, часто на модели, но и продумывал ход строительных работ, использование строительных механизмов для подъема и монтажа.

Общей гуманистической направленностью культуры Возрождения, объясняется возвращение к античным сомасштабным человеку и конструктивно правдивым - ордерным системам в выборе художественных средств выразительности. Но уже в ранних работах ордер используется для расчленения и усиления выразительности стены на фасаде и в интерьере, а в дальнейшем на стеновую плоскость накладываются две - три ордерные "декорации" разных масштабов, создающие иллюзию глубины пространства. Зодчими Возрождения была преодолена строгая античная взаимосвязь конструкции и формы и выработаны, в сущности, чисто эстетические нормы «изобразительной» тектоники, соответствие которой конструктивной и пространственной логике сооружения соблюдалось в зависимости от постановки общей художественной задачи.

В эпоху барокко иллюзорно глубинная трактовка стены продолжается реальными объемными композициями в виде скульптурных групп, фонтанов (палаццо Поли с фонтаном Треви). Не случаен поэтому интерес зодчих Возрождения к работе над городскими ансамблями и решительный поворот к пониманию архитектуры как организованной среды. Но в феодальную эпоху масштаб реализации градостроительных начинаний редко выходил за пределы ансамблей дворцовых или соборных площадей.

Эпоху Возрождения, прекрасно охарактиризовал О. Шуази, который писал, что превосходство Ренессанса заключается в том, что он не знал видов искусства, независимых одно от другого, но знал только единое искусство, в котором сливаются все способы выражения прекрасного.

Характерные черты барокко

Барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального.

Благодаря причудливости пластики фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви в эпоху барокко приобретают живописность и динамичность. Они гармонируют с окружающим пространством.

Интерьеры барокко характеризуются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов.

Живопись и скульптура богата декоративными многоплановыми композициями религиозного, мифологического или аллегорического характера. При изображении человека предпочтение отдается состояниям напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. Живопись богата эмоциональным, ритмичным и колористическим единством целого, часто прослеживается непринужденная свобода мазка; в скульптуре - живописная текучесть формы, богатство аспектов и впечатлений.

Типы сооружений барокко

Неожиданные пространственные и световые эффекты в пышных интерьерах, усложненность планов, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании – характерные черты барокко. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен.

Архитектурные формы барокко характеризуются раскрепощенными фасадами с профилированными карнизами, колоссальные на несколько этажей колонны, полуколонны и пилястры, роскошные скульптурные детали, часто колеблющиеся от выпуклого к вогнутому, придающие самому сооружению движение и ритм. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период Ренессанса. Все подчинено общему архитектурному замыслу, к которому относятся оформление и украшение интерьеров, а также садово - парковой и городской архитектурной среды.



Лепной декор Orac Decor:
Лепнина Orac Decor        





Cтатьи:
- Великолепная лепнина
- История лепнины
- Лепнина: прошлое и будущее
- Монтаж лепнины
Другие статьи