kingdom.by         Посетите наш новый сайт EPOCH.BY
  Главный вход         Контакты         О магазине         Каталог товаров         Жидкие обои         Прайс-лист         Статьи        
Скачать каталог лепнины Orac Decor        



Искусство Древней Греции



Несомненно, искусство Древней Греции оказало огромное влияние на последующие поколения. Спокойная и величественная красота, гармония и ясность древнегреческого искусства служили образцом и источником для более поздних эпох в истории культуры.

Прежде чем дорийские племена пришли к высокоразвитому искусству (12 в. до н.э. – 6 в. до н.э.) потребовались столетия. Историю греческого искусства делят на три периода:

• древний период – архаика (600 до 480 года до н.э.). Греки подавили нашествие персов и, освободив свою землю от угрозы завоевания, получили очередную возможность творить свободно и спокойно;

• период расцвета - классика (с 480 по 323 годы до н.э). Год смерти Александра Македонского, который покорил огромные области, очень непохожие по своим культурам; эта пестрота культур была одной из причин упадка классического греческого искусства;

• поздний период - эллинизм. Он закончился в 30 году до н.э., когда римляне завоевали находившийся под греческим влиянием Египет.

Культура Греции распространилась далеко за пределы своих границ - на Малую Азию и Италию, на Сицилию и другие острова Средиземноморья, на Северную Африку и другие места, где греки основывали свои поселения. Греческие города находились даже на северном побережье Чёрного моря.

Храмы – величайшее достижение греческого строительного искусства. Древние развалины храмов относятся к эпохе архаики, когда в качестве строительного материала стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор, вместо дерева. Существует мнение, что прообразом для храма послужило древнее жилище греков - прямоугольное в плане строение с двумя колоннами перед входом. Из подобных простых построек выросли со временем различные более сложные по своей планировке типы храмов. Основание храма как правило было ступенчатым. Он представлял собой помещение без окон, где находилась статуя божества, здание окружали в один или два ряда колонны. Они служили основой балкам перекрытия и двускатной крыше. В полутёмном внутреннем помещении у статуи бога могли бывать лишь жрецы, народ же видел храм только снаружи. Очевидно, поэтому главное внимание древние греки уделяли красоте и гармонии внешнего облика храма.

При строительстве храма строго следовали определённым правилам. Точно были установлены размеры, отношения частей и количество колонн.

Господство трех стилей: дорического, ионического, коринфского наблюдается в греческой архитектуре. Древнейший из стилей - дорический, стиль сложившийся уже в эпоху архаики. Ему присуще мужественность, простота и мощность. Название происходит от дорических племён, которые его создали. Сохранившиеся до нашего времени части храмов белого цвета, т.к. покрывавшие их краски с течением времени осыпались. Когда - то их фризы и карнизы были раскрашены в красный и синий цвета.

Месторождение Ионического стиля прослеживается в Ионийской области Малой Азии. Отсюда уже он проник в собственно греческие области. В сравнении с дорическими колоннами ионический стиль более нарядный и стройный. Каждая колонна имеет своё основание - базу. Средняя часть капители напоминает подушку с закрученными в спираль углами, т.н. волютами.

Коринфские капители чаще всего стали использовать в эпоху эллинизма, когда архитектура стала стремиться к большей пышности. Они богато украшены растительными мотивами, среди которых преобладают изображения листьев аканта.

Время, пощадившее старейшие дорические храмы находятся за пределами Греции. Несколько таких храмов сохранилось на острове Сицилия и в Южной Италии. Самый известный из сохранившихся - храм бога моря Посейдона в Пестуме, неподалёку от Неаполя, вид которого тяжеловесен и приземист. Из ранних дорических храмов в самой Греции наиболее интересен стоящий ныне в развалинах храм верховного бога Зевса в Олимпии - священном городе Греков, откуда ведут своё начало Олимпийские игры.

Эпоха расцвета греческой архитектуры началась в 5 веке до н.э. Эта классическая эпоха неразрывно связана с именем знаменитого государственного деятеля Перикла. Во время его правления были начаты грандиозные строительные работы в Афинах - крупнейшем культурном и художественном центре Греции. Акрополе – укрепленный холм, где велось главное строительство. Как прекрасен был в своё время Акрополь, можно судить даже по развалинам, сохранившимся до наших времен. Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от неё на возвышении, как драгоценная шкатулка, поставлен небольшой изящный храм богине победы Нике. Проходя через ворота с колоннами, посетитель попадал на площадь, в центре которой высилась статуя покровительницы города, богини мудрости Афины; далее виднелся Эрехтейон, своеобразный и сложный по плану храм. Его отличительная черта - выступающий сбоку портик, где перекрытия поддерживали не колонны, а мраморные изваяния в виде женской фигуры, т.н. кариатиды.

Храм Парфенон (посвященный Афине) - главное сооружение Акрополя. Этот храм - наиболее совершенное сооружение в дорическом стиле - был завершён почти две с половиной тысячи лет назад. В храме стояла статуя Афины, изваянная великим скульптором Фидием; один из двух мраморных фризов, 160 - метровой лентой опоясывавший храм, представлял праздничное шествие афинян. В создании этого великолепного рельефа на котором были изображены около трёхсот человеческих фигур и двухсот лошадей, также принимал участие Фидий. Парфенон уже около 300 лет стоит в развалинах - с тех самых пор как в 17 веке, во время осады Афин венецианцами, правившие там турки устроили в храме пороховой склад. Большую часть рельефов уцелевших после взрыва, в начале 19 века увёз в Лондон, в Британский музей, англичанин лорд Эльджин.

Результаты завоеваний Александра Македонского во второй половине 4 века до н.э. оказали непосредственное влияние на греческую культуру и искусство, распространившееся на обширные территории. Возникали новые города; крупнейшие центры складывались, однако, вне пределов Греции. Таковы, например, Александрия в Египте и Пергам в Малой Азии, где строительная деятельность получила наибольший размах. В этих областях предпочитали ионический стиль; интересным его образцом было огромное надгробие малоазийскому царю Мавсолу, причисленное к семи чудесам света. Это была погребальная камера на высоком прямоугольном основании, окружённая колоннадой, над нею возвышалась каменная ступенчатая пирамида, увенчанная скульптурным изображением квадриги, которой управлял сам Мавсол. По этому сооружению впоследствии стали называть мавзолеями и другие большие торжественные погребальные сооружения.

Эллинизм – эпоха, когда храмам уделяли меньше внимания, а строили обнесённые колоннадами площади для прогулок, амфитеатры под открытым небом, библиотеки, разного рода общественные здания, дворцы и спортивные сооружения. Усовершенствованы были жилые дома: они стали двух - и трёхэтажными, с большими садами. Роскошь стала целью, в архитектуре смешивали различные стили.

Проникновение греческой культуры отмечается в самых отдаленных уголках цивилизованного мира. Обширные завоевания Александра Македонского способствовали культурному обмену. «Высочайший внутренний расцвет Греции совпал с эпохой Перикла, высочайший внешний расцвет - с эпохой Александра», - писал К. Маркс.

Древнегреческая архитектура на долгое время определила направленность развития архитектуры мира. В зодчестве редкой страны не использовались общие тектонические принципы ордерных систем, разработанных греками, деталей и декора греческих храмов. Блестяще решена греками задача перехода чисто технических конструктивных проблем архитектуры к художественным. Единство художественного и конструктивного содержания было доведено до высот совершенства в различных ордерных системах.

Произведения архитектуры Древней Греции отличаются удивительным, гармоничным сочетанием с природным окружением. Большой вклад сделан в теорию и практику строительства, в формирование среды жилого дома, в систему инженерного обслуживания городов. Разработаны основы стандартизации и модульности в строительстве, развитые зодчеством последующих эпох.



Лепной декор Orac Decor:
Лепнина Orac Decor        





Cтатьи:
- Великолепная лепнина
- История лепнины
- Лепнина: прошлое и будущее
- Монтаж лепнины
Другие статьи